Самым скучным вопросом, с которым кто-то может когда-то обратиться к религии, возможно, будет вопрос, правда это или нет. Конечно (по убеждению этого издания), никакие притязания на сверхестественную силу никогда не могут быть правдой, но это не может бтыть причиной отбрасывать религию полностью, как никто не будет пренебрегать Анной Карениной на основании того, что история эта была как-то придумана. Религии временами слишком интересны, мудры и утешающи, чтобы быть оставленными только верующим.
Для христиан это самые тёмные дни. Память катастрофической ошибки почитается в пасхальные дни. Крайне мрачная история: он был мягкий, щедрый, искренний и мудрый. Он был близок со своей матерью и дружил с бедными и одинокими. Он верил в любовь и прощение. Он понимал страдание и хотел сделать мир лучше. И всё закончилось унижением, предательством и невыносимой болью. Один из его лучших друзей предал его. Его преследовали по сфабрикованным обвинениям. Его окружение его бросило. Глумилась толпа.
В жизни ничего не может быть хуже
Иисус из Назарета был прибит гвоздями к кресту и оставлен умирать. Судьба преступников и отверженных постигла его. (Достаточно долгое время) всем было всё равно.
Кто знает, как оно там было на самом деле. Но суть действительно не в этом. Правдивость этой истории — фактор незначительный. Понятно, что он не был “сыном Бога”, но у этой истори тем не менее сохраняется достаточно силы, чтобы научить современный мир паре важных вещей. Иисус — символический персонаж, характерное человеческое существо. Никто не таков как он всё время. Но большинство из нас в какой-то момент такие как он. История его страдания — стратегически преувеличенная версия бед, чаще встречающихся в человеческом существовании. Происходят ужасные вещи. Ставят раковые диагнозы. Разводы потрясают семьи. Банкротятся фирмы. Бедствия случаются из-за незначительных ошибок. Родители умирают до того, как дети разберутся, что они могли для них значить.
Практика регулярного созерцание истории распятия делает самые болезненные сценарии более знакомыми и более нормальными. В условия контракта жизни вписаны несколько периодов испытаний и страданий.
Поражение, как говорится в современном индивидуалистическом мифе, может быть объяснено только личной слабостью или глупостью. Тех, кто пал, бессердечно называют лузерами. Нас расценивают как заслуживших свою судьбу. История распятия, на этом беспощадном фоне, выглядит как картина мира, в которой больше принятия и прощения.
Дух христианства настоял на том, чтобы сделать центральной фигурой не идеализированное всемогущее божество, а “простого” человека, личность подверженную любым возможным унижениям — и в то же время настоять на его статусе: одновременно царя царей и обычного лузера. Это был действительно революционный ход с глубоко утешающим посылом в своей сути.
Что является признаком хорошей жизни? Кого следует считать успешным? Пасха предлагает поразительный и полезный ответ: успех это не очевидный мировой триумф, это скорее о развитии способности использовать собственные страдания, как путь к состраданию к другим.
Есть вторая сторона пасхальной истории. Распятие ужасающе, но катастрофа становится возможностью для продвижения прощения, а не мести.
Прости их, они не ведают что творят
На изображении выше римская стража и жестокая толпа делают что-то ужасное. Но Иисус не пытается отчаянно ответить. И это не потому, что он слаб. Это потому, что у него есть необычная идея о том, почему в людских сердцах что-то не так.
Среди последних слов, которые предназначено было сказать Иисусу перед тем, как он умер, была молитва:”Прости их, они не ведают, что творят.” В основе чего совершенно очаровательное предполжение, что жестокость это симптом нехватки любви и понимания, а не окончательное свойство кого бы то ни было. Люди, которые испытвают радость от причинения боли другому, скорее сами травматизированы, чем бесчеловечны. Они не полностью управляют собой. Глумящийся человек из толпы сам жертва коршмаров прошлого, заслуживающий скорее сожаления, если мы его найдём в своём средце, чем ярости.
© Getty
Способ практиковать в смутные времена
Хорошее общество понимает, что мы не можем выработать способ жить без посторонней помощи. Нам нужны ролевые модели, показывающие нам как можно обращаться с болью и отвечать на оскорбление и предательство, и эти фигуры общество помещает перед нами для утешения и назидания. Христианская история Пасхи — образцовая педагогическая сказка. Возможно, нам стоит меньше беспокоиться о том, насколько эта история “правдива” или нет. Гораздо важнее — помогает она или нет.