В наше век мир погряз в смусте. Страдания народа невозможно приумножать. Владык мира больше нет, разумные скрываются в печали. Властители нашего времени предались своим страстям и отдалились от народа, черноголовым некому поведать о своих горестях.
Если бы в наш век нашлись мудрые властители и благородные служивые люди, которые сумели бы со вниманием отнестись к этим речам, они направили бы своё войско к благому. Тогда народ, стоящий ныне на грани смерти вновь вернулся бы к жизни; обречённые позору вернулись бы к чести; обречённые страданию обрели бы покой.
Когда властитель предаётся собственным страстям, даже средней руки человек предпочитает бежать от своего правителя, оставлять свою родню; не тем более ли неразумный?! Посему, если явилось бы преданное долгу войско, ни властители нашего века не сумели бы удержать в повиновении свой народ, ни отцы не в силах были бы сдержать своих сыновей.
…
Учёные нашего времени по большей части осуждают наступательные войны. Будучи против наступательных войн, они, естественно обращаются к войнам оборонительным. Но если обратиться исключительно к оборонительным войнам, тогда не может быть и речи о том, чтобы суметь выдвинуть владеющих дао и отставить утративших дао…
Последняя строчка даёт понять, что это не стилизованая колонка из современной прессы по поводу событий на арабском востоке или, не приведи Бог, в России. Это Люйши Чуньцю, Весны и осени господина Люя. Примерно 240 г. до н.э.