Давайте начнём с того, что есть по крайней мере две совершенно разных формы религии или духовности. Первая форма, которую исследователи называют повествовательной, самая распространёная форма которой называется “мифическо-буквальной”. Здесь религия — это серия мифических историй, сказок и повествований, в целом ставящих задачу объяснить отношения вселенной и человеческого существа к Божественному Существу (и также серии правил или “заповедей” о том, как человеческому существу следует действовать, чтобы быть в “правильном” отношении с Божественным Существом). Этот подход склоняется к тому, чтобы принимать мистические истории как буквально и абсолютно правдивые (отсюда “мифическо-буквальная”). Это часто основа различных фундаменталистских религий. Так христианские фундаменталисты, например, верят, что Моисей действительно раздвинул Красное Море, Бог действительно убил всех людей, кроме семьи Ноя, во время Всемирного Потопа (а Ной действительно справился с тем, чтобы принять на борту Ковчега по паре каждого животного, ну вы знаете, две бактерии, мужскую и женскую, два вируса, мужской и женский, и по две из каждого из 180,000 видов насекомых, надеюсь репеллент он не забыл). Если вы верите в мифический рассказ, то обычно подразумевается, что представитель абсолютного Божественного Существа является одним единственным спасителем всего человечества, если вы открыто в это верите, то вы закончите тем, что будете вечно пребывать в присутствии Божественного Существа в небесном жилище; в то время как если вы не принимаете одного единственного истинного спасителя, вы вечно будете гореть в аду (или столкнётесь с бесконечными ужасными воплощениями). Это один тип религии. Он фокусируется на структурах сознания, часто эти структуры не очень хорошо развиты или представляют ранние, детские стадии развития с ранними детскими картами (фокусируются на ранних стадиях зрелости в духовном направлении).
Другой тип духовности это не система верований, а психотехнология трансформации сознания. Он заинтересовано в изменении состояний сознания. То есть он использует различные медитативные и созерцательные практики, чтобы фундаментально переориентировать осознанность на открытие новых и высших состояний сознания, включая прямое переживание единства со всей вселенной (другими словами целью является чистое пробуждение). Эти практики включают практики внимательности, которые изначально были формой буддистской медитации, имевшие целью достижения высшего состояния, известного как нирвана. Через практику внимательности в безвременном Сейчас осознанность может, как говорит нам учение, пережить опыт соединения с первичным, безграничным, неисчислимым, беспричинным Основанием Всего Сущего, состояние, известное как Просветление, Освобождение или Пробуждение. Если в общем, то человек пробуждается от непрерывных, хаотических, бессвязных мыслей и рамок описания реальности, которые управляют большей частью человеческой деятельности, приводящих к бесконечным состояниям страдания; а к чему пробуждается — к чистой, прозрачной, открытой, пустой осознанности, свободной от непоследовательных мыслей и рамок. Это пробуждение иногда также соотносится с открытием своего высшего Я, Истинного Я, своей Истинной Сущности — и этот процесс открытия гораздо больше похож на психологию, чем на религию. Так что если вы это называете духовностью, то практика внимательности — настоящая духовная практика, и была такой с самого начала. Просто так получилось, что она имеет множество других мелких, но ценных побочных эффектов, от пользы для здоровья до психологического благополучия и улучшения отношений. Многие современные западные практики именно потому и уклоняются от упоминания духовного аспекта практик внимательности, что боятся быть спутанными с мифическо-буквальными глупостями большинства типичных религий, широко распространённых в мировых культурах, которые являются первым типом религий из описываемых, который называется повествовательным. Потому что если вы это называете духовностью, то практики внимательности не духовные совсем.
Ken Wilber. Integral Meditation.