Последнее время растёт популярность практики медитаций, особенно медитаций с буддистскими корнями. Все достаточно безобидно выглядит, но во-первых это очень своеобразно взаимодействует с умом светского человека у которого нет религиозного воспитания (а внутри систем медитаций тоже не особенно с религиозным воспитанием). Во-вторых научные исследования, обосновывающие пользу медитаций очень сильно притянуты за уши. В-третьих эффекты, которые приводят отдельные практикующие, настоятельно рекомендуя такие практики, скорее определяются их психотипом и структурой личности, по большей части врождённой, чем общим эффектом от практик (ага, я о себе сейчас тоже).
1. Медитации не имеют отрицательных или неблагоприятных последствий.
Ещё как имеют. Ну сами подумайте, когда мы взволнованы или встревожены, то естественная реакция для нас — двигаться или как-то начинать суетиться. Совершенно не должно удивлять, что если мы просто сидим не отвлекаясь, то могут приходить самые разные эмоции и переживания. В том числе те, которые ну никак нельзя назвать приятными.
Есть даже исследования, что у медитирующих повышался уровень кортизола (“гормон стресса”), не смотря на то, что они говорили, что субъективно стресс уменьшился. Ну и куча информации, что для людей в депрессии и переживших тяжёлые психотравмы, медитации — не самый приятный вид спорта).
2. Медитация всем полезна.
Что русскому хорошо, то немцу смерть. Это если коротко. В разных обстоятельствах медитации очень по-разному работают. Людей, попавших после таких процессов в психушку и вышедших из окна и полезших в петлю более чем достаточно, чтобы было заранее сильно непонятно, как именно оно будет. Есть системная позиция, конечно, что “чтобы стало хорошо, сначала должно стать плохо”. Но насколько плохо и доживёте ли вы до этого “хорошо” — никто не знает.
3. Если все будут медитировать — мир будет лучшим местом.
Это обычный религиозный миф, что “если все будут делать наши ритуалы и практики мир станет лучше”. Нормальных научных доказательств того, что как-то растёт уровень сострадания от медитаций больше, чем от чтения Толстого и Достоевского, например — нет. Ну и как провести такие исследования — вообще технически не очень понятно).
4. Если вы хотите личностного роста — медитации также или более эффективны, чем терапия.
Медитация, как и психотерапия, повышает осознанность о своих эмоциях, мотивах, отношениях с другими людьми, но работа с терапевтом даёт гораздо больше толчков к развитию этой осознанности, которых сам медитирующий просто в себе не найдёт. Хотя есть школы объединяющие эти подходы, но там тоже непонятно, может только терапевтические методы и работают).
5. Медитации дают уникальное состояние сознания, которое может быть измерено научными методами.
Измерить что-то можно, но во-первых эти состояния не уникальны, они вообще-то бывают у людей. Во-вторых от разных подходов и методов разные эффекты. И в общем-то не очень понятно, что там за эффекты, если мы начинаем углубляться в детали. Про ту же самую нейропластичность от медитаций не всё однозначно, если начинать копать (попробуйте взять даже хорошую статью на эту тему и обсудить её с действующим нейорхирургом). Ну и как сделать “плацебо-медитацию”, раз уж мы тут о науке)?
6. Можно практиковать медитацию без религиозных или духовных уклонов.
Разумеется, можно начать практиковать медитацию без религиозных интересов. Но медитация приводит, похоже, к тому что мы становимся более духовными. Ну и есть, так сказать, светские школы медитаций, только они все имеют какие-то технологии из духовных традиций в своей основе, поэтому с чистотой “светскости” большой вопрос.
Что же делать?
Перестать заморачиваться по поводу научности медитаций. В науке о мозге не было ещё не то что Эйнштейна, а даже и Ньютона с Галилеем.
Если уж заниматься собой, то заниматься более интегрально — к медитациям добавьте физкультуру, психотерапию, работу с ментором, когнитивные и творческие практики.
Ну и ещё два момента для тех, кто действительно глубоко ныряет в духовные практики:
— найдите себе духовника из легитимной религиозной традиции, наиболее вам близкой. но из официально признанной религизной структуры нормальной религии, не шамана, не вудуиста и не фиолетового ламу с непонятной историй тайных посвящений, и не саньясина Ошо, видевшего его несколько раз во сне издалека.
— приготовьтесь к тому, что сценария жизни “также как сейчас, но получше” для вас не существует. интересно — будет. лучше по конкретным параметрам — никто не знает.) Но меня, например, в целом такой вариант устраивает).