О сложности заповедей

Возлюби ближнего своего, как самого себя.

Сложная заповедь, которая по-разному понимается и толкуется.

Почему ближнего? Один из вариантов — нет никаких “неближних”, если это люди. Такое понимание у меня иногда бывает, но до него надо домедитироваться, не каждый раз с утра так себя чувствую, прямо скажем.

Есть материалистическо-традиционалистская версия, что правильно любить именно ближних — потому что они свои родные и потому что выживание личное зависит от обращения и отношений с ближними. Как и выживание группы зависит больше от того, как они обращаются друг с другом.

Это место ещё интереснее, на самом деле.

Просто как раз ближних возлюбить сложнее всего. Больше всего насилия устраивают люди, которые как-то знакомы. Больше всего войн происходит с соседями. Больше всего геноцидов устраивают тем, с кем живут вообще на одной территории. Путешественников из других стран, другой культуры нам гораздо проще принять. Если другой заведомо сильно от нас отличается, то мы будем скорее искать общее. А вот с теми, кто живёт с нами рядом, кого мы видим каждый день, кого мы считаем за своих — возрастает наша критичность к мелким, в общем-то, отличиям и разногласиям. Как жаловался кто-то из великих, что чем больше он знает разных людей, тем больше любит кого-то, кто от людей всё-таки сильно отличается.)

Поэтому возлюбить именно ближнего — настоящий вызов, действительно требующий мужества, глубины и силы духа.

Tagged: Tags