
Есть одна часто встречающаяся в поп-психологии, new age и примитивизированных пониманиях буддизма и восточной философии вообще мысль, на которой хочется остановиться чуть подробнее
Это утверждение «нет никакого Я» – с ним прям беда. Это некий результат современной смеси восточных традиций в их массово-попсовом варианте (ничего нет и сила ночи сила дня одинакова… ну вы знаете) и материалистического редукционизма (мы биоэлектрохимические машины, а сознание, присутствие и переживания – невнятный эпифеномен непонятно нафиг нужный), который тоже на передний край научной и философской мысли не тянет. Это интеллектуальный абсурд, противоречащий и современной философии сознания, и современному богословию, и феноменологии, и квантовой физике тоже.
Разверну последний список, чтобы не заклинаниями. Феноменологически: даже в предельных духовных состояниях есть факт присутствия, который ни к чему не редуцируется — даже если там нет ничего привычного для самовосприятия. С точки зрения современной философии первичность сознания выглядит наиболее логичной и устойчивой позицией, неплохо резонирующей как с современной наукой, так и с мировыми духовными традициями в целом в динамике их развития и практики. Говоря о современном богословии я говорю об Александре Мене, Антонии Сурожском, Александре Филоненко – живом активно действующем современнике одного с нами языкового поля, и там речь об индивидуальности, персональности – как о фундаментальной характеристике бытия, а не как об иллюзии. Квантовая физика – с неустранимостью наблюдателя, приватностью и невозможностью клонирования квантовых состояний.
Конечно стоит понимать, что именно отрицается. Если реальность обусловленностей, травматических и адаптационных фиксаций – ну ok, даже терапевтично, если снова не болтовня, а реально переживается в жизненных процессах, но речь-то идёт об отрицании самой реальности сознания и его индивидуального переживания.
При этом опять-таки понятна «медитативная поза» из которой так видно и в которой в моменте так и есть. Но там же понятно, что это не финальная точка и конечная истина, и не исчезновение иллюзорной индивидуальности тотально, а технический проход к более высокому уровню индивидуальных восприятия, свободы и ответственности. Осознавая которые говорить всерьёз об исчезновении/иллюзорности Я и Эго – не стоит, чтоли.