Это слово совсем не такое как культурный или добрый, не такое качество, к которому, кажется, можно как-то сознательно стремиться, нечто высокое и в то же время странное. Другой может вам сказать комплимент об этом, но сами вы не можете сказать о себе, что таким стали.
Несмотря на то, что невозможно достичь стабильного состояния мудрости, стремление к мудрости вполне может быть реабилитировано и занять место сдери многих других целей, к которым мы можем двигаться.
Она соткана из нескольких направлений.
РЕАЛИЗМ
Во-первых, мудрые “реалистичны” по поводу того, как многие вещи могут быть сложны. Они не отрицают надежду (это была бы сама по себе глупость), но понимают, что в любом проекте, будь то воспитание ребёнка, запуск бизнеса, проведение спокойных выходных с семьёй, изменения нации, влюблённость — могут быть сложности. Знания о том, что делается что-то сложное, не лишает мудрых амбиций, но делает их более стойкими, спокойными и менее склонными к панике о проблемах, которые неизменно встают у них на пути.
БЛАГОДАРНОСТЬ
Мудрые необычно чутки к моментам красоты и покоя, даже очень незначительным, мимо которых можно проскочить с грандиозными планами, именно потому что осознают, как много может пойти и пойдёт не так. Они, понимая все опасности и трагедии бытия, могут получать удовольствие от спокойного, без событий, солнечного дня, цветов, растущих у кирпичной стены, очарования трёлетнего ребёнка, играющего в саду или вечера с шутливыми разговорами с друзьями.И это не значит, что они сентиментальны и наивны, в точности наоборот: они знают как брать всю ценность спокойствия и удовольствия так как знают, как сложно может всё быть.
ГЛУПОСТЬ
Мудрые знают, что все человеческие существа, включая них самих, глубоко утонули в глупости: у них иррациональные желания, несовместимые цели, они многого не осознают, они склонны к перемене настроения, их настигают всевозможные фантазии и заблуждения и они всегда толкаемы эротическими требованиями своей сексуальности. Мудрые не удивляются одновременным существованием глубокой незрелости и порочности вместе с взрослыми качествами интеллектуальности и моральности. Они знают, что мы слегка эволюционировавшие обезьяны. Понимая, что по крайней мере половина их жизни иррациональна, они пытаются, по возможности, отодвигать безумие и успокаивать панику, когда эти чувства (неизбежно) поднимают голову.
Мудрые серьёзно относятся к тому, чтобы смеяться над собой. Они хеджируют свои заявления, они скептичны к своим заключениям. Их уверенность не так хрупка, как у других. Они смеются над постоянными столкновениями того, как вещи должны быть совершенны и безумным образом того, как они часто происходят на деле.
ВЕЖЛИВОСТЬ
Мудрые реалистичны о социальных отношениях, в частности о том, как сложно изменить мнение людей и влиять на их жизни.
Поэтому они очень сдержаны в том, чтобы слишком прямо говорить людям то, что они думают. У них есть чувство того, как редко это полезно быть придирчивым к другим. Больше всего они хотят, чтобы между людьми было всё хорошо, даже если это значит, что они не до конца аутентичны. Так они будут сидеть с кем-то с противоположными политическими взглядами и не будут пытаться их переубедить. Они придержат язык, когда кто-то рассказывает базирующийся на заблуждениях план по реформе государства, образовании детей или управления своей личной жизнью. Они понимают, насколько вещи могут выглядеть по-другому в глазах других и будут искать больше того, что люди имеют общего, чем того, что их разделяет.
САМОПРИНЯТИЕ
Мудрые смирились с тем зияющим разрывом между тем, кем они хотят быть в идеале и тем, кем они действительно являются. Они пришли к соглашению со своими идиотствами, пороками, безобразностями, ограниченностями и отрицательными сторонами. Они не стыдятся себя, и поэтому не лицемерят перед другими. Они могут, без самовлюблённости и тщеславия, показать своим близким довольно точную карту своих неврозов, и недостатоков, и причин, по которым рядом с ними сложно (и поэтому с ними не так уж и сложно).
ПРОЩЕНИЕ
Мудрые также реалистичны по поводу других людей. Они понимают то давление, которое испытывает каждый, под давлением своих амбиций, защищая свои интересы и преследуя свои удовольствия. Если принимать это всё близко к сердцу, то это может заставить воспринимать других сликом “злыми” и злонамеренными. Мудрый знает, что большая часть боли причиняется не намеренно, что это побочный продукт постоянной борьбы в слепом соревновании эго в мире ограниченного ресурса.
Поэтому мудрые не скоры на осуждение и гнев. Они не хватаются за худшее суждение о том, что происходит в умах у других. Они всегда готовы больше прощать из собственного чувства того, как как трудна жизнь каждого: в ней укрыто много фрустрированных амбиций, разочарований и захваченностей. Мудрые ощущают всё давление, под которым находятся люди. Конечно они кричат, конечно они грубы, конечно они хотят занять крайний левый ряд… Мудрые великодушны к тому, что другие люди могут не быть хорошими. Они чувствуют себя не настолько угнетёнными агрессией и подлостью других, потому что понимают, откуда это берётся: из боли.
УСТОЙЧИВОСТЬ
У мудрых есть твёрдое понимание того, что они могут пережить. Они знают, что вполне можно выживать даже если очень многое идёт не так. Человек немудрый простирает границы своего довольства очень далеко. Так оно включает в себя (и зависит от) славы, денег, личных отношений, популярности, здоровья… Мудрый видит преимущества всего этого, но также знает, что может, в ситуации судьбоносного выбора, сузить свои границы и быть довольным внутри ограниченного пространства.
ЗАВИСТЬ
Мудрые люди не завидуют просто так. Они понимают, что есть много причин, по которым они не имеют много вещей, которые они действительно хотят. Они смотрят на магната или звезду и у них есть достойное понимание того почему они никогда не добрались до такого уровня. Это часто выглядит как случайность или несправедливость, но часто имеет и логические основания. Они столько не работали, у них не такой драйв, не такой интеллект.
Мудрые, в то же время, понимают, что некоторые судьбы действительно сделаны только случайностями. Повышают некоторых людей случайно. Некоторые компании, которые не совсем этого достойны — становятся очень крупными. У некоорых людей правильные родители. Победители не все благородные и хорошие. Мудрые люди принимают роль удачи и не проклинают себя за те моменты, где они очевидно не имеют столько, сколько хотели бы.
Мудрые реалистично воспринимают последствия побед и успешности. Может быть они и хотели бы выигрывать также, как и кто-то другой, но понимают, что многие фундаментальные вещи оставются при этом неизменными, независимо от достигаемых результатов. Они не преувеличивают доступные нам изменения. Они знают, как мы привязаны к какой-то базовой динамике нашей личности, какую бы работу мы не имели или какие материальные приобретения мы бы не совершали. Для тех, кто преуспел — это поучительно, для тех, кто нет — обнадёживающе. Мудрый видит неразрывность двух категорий, так переоцененных современным потребительским капитализмом: “успех” и “поражение”.
СОЖАЛЕНИЯ
В наше амбициозное время считается, что можно мечтать о безупречной жизни в том, что касается важных решений, как в работе, так и в любви,.
Но мудрые понимают, что невозможно отстроить жизнь без единого изъяна. Человек совершит большие и соврешенно неисправимые ошибки в некоторых областях. Перфекционизм — нехорошая иллюзия. Сожаления неизбежны.
Но сожаления уменьшаются, по мере того что мы видим, что ошибка является эндемическим видовым признаком. Мы не можем увидеть ни чью жизнь без очевидных заметных совершенных ошибок. Эти ошибки не случайны, но структурны. Они происходят из-за того, что мы вынуждены делать выборы в ситуациях с неполной информацией и ограничениями времени. Слишком часто там, где это действительно важно, мы рулим вслепую.
СПОКОЙСТВИЕ
Мудрый знает, что суматоха и беспорядок всегда близко, и они чувствуют его приближение. Поэтому они развивают такую привязанность к покою. Тихий спокойный вечер ощущается, как достижение. День без суеты — то, что нужно отмечать. Они не боятся немного скуки. Может быть и будет гораздо хуже…